Статьи

Чат боты   

Прошлое - Настоящее - Будущее


Еще несколько лет назад о них почти ничего не знали, но сегодня, когда чат-боты стали чрезвычайно популярны, настало время в этом разобраться.

Чат-боты – специальные программы-собеседники, используемые для имитации общения с реальным человеком. Они помогают всегда быть в курсе новостей и погоды, выбрать музыку и книги, приобрести билеты и разнообразные товары онлайн. Они также стали выступать в роли персональных ассистентов, адвокатов и даже психотерапевтов.


Image description

Немного истории

Чат-боты, как и многие другие прогрессивные технологии, появились много лет назад, однако трендом стали только сегодня. Первую подобную программу под названием «Элиза», еще в 1966 году написали ученые Массачусетского технологического института. Она копировала поведение психотерапевта, используя технику активного слушания: выделяла ключевые слова в человеческой речи и отвечала общими фразами, наподобие «Пожалуйста, продолжайте».

Долгое время чат-боты использовались только для имитации философских диалогов без практической пользы. Революция состоялась, когда шаблон «общение» заменили шаблоном «рекомендации», а сами чат-боты стали похожими на продавцов или консультантов.

Принцип работы 

Для лучшего понимания природы общения чат-ботов, важно понять, что они бывают трех типов.

Додо пицца / сбербанк 

1. Скриптовые

Их поведение определяется предварительно продуманными правилами (скриптами). То есть на каждом этапе, во время разговора с этим типом чат-ботов, пользователю нужно выбрать предложенную опцию, чтобы определить следующий шаг в беседе. В каком виде (текст, голос, кнопка) эти опции будут предложены – определяется возможностями той чат-платформы, на которой они работают.

Google Assistant / Алиса / Siri

2. Умные 

Построенные с помощью возможностей AI. Искусственный интеллект позволяет быть им более гибкими в способе введения информации пользователем. Например, чат-боты могут принимать ввод информации в виде свободной формы текста или голосовых высказываний. Также с помощью искусственного интеллекта они могут совершенствоваться в случае большой частоты использования. 

3. С дополнениями

Два предыдущих типа могут иметь графические интерфейсы для лучшего взаимодействия. Такие чат-боты с дополнениями не является отдельным типом с точки зрения кода, а скорее приложением, благодаря которому они смогут эффективнее взаимодействовать с пользователем. А также могут использоваться как на протяжении всего разговора, так и во время отдельной ее части.

Примеры использования работы 

Чат-боты могут использоваться во всех отраслях, где возможна коммуникация с пользователем. Даже существуют специальные поисковые ресурсы как, например, Chatbottle, который позволит найти нужный чат-бот для нужного мессенджера. Вот несколько наиболее интересных примеров:

Синоптик. Чат-бот Poncho, стилизованный под кота-синоптика, который живет в Бруклине. Он может посылать персональные прогнозы погоды ежедневно в определенное время, или по запросу, разбавляя их шутками и мемами, благодаря этому напоминает скорее потешного друга, чем бездушного робота.

Адвокат. Бесплатный чат-бот Donotpay, которого создал студент Стенфордского университета Джошуа Бродер в 2015 году, сначала помогал только обжаловать штрафы за парковку. За все время своей работы Donotpay, который работает в США и Великобритании, обжаловал только самих штрафов на 7,7 миллиона фунтов стерлингов. Теперь функционал адвокат-бота значительно расширен, он может предоставлять консультации в тысячах разнообразных направлений. Пока еще Donotpay не может самостоятельно вести дело в суде, но автоматически составляет письма и запросы, а также заполняет PDF формы. Это все позволяет экономить огромные средства пользователям.

Гид. Борис – чат-бот экскурсионной платформы mosroutes.com, благодаря которому можно узнать об интересных пешеходных маршрутах и малоизвестных достопримечательностях Москвы. Нужно лишь отправить геолокацию и бот покажет все доступные маршруты, проведет по всем интересным местам, предоставит описание и покажет фото. Экскурсии, рассчитанные на 1,5-2 ч, кроме русского, могут также проводиться на испанском и английском.

Психолог. Woebot ежедневно отслеживает настроение пользователей и помогает побороть депрессию. Чат-бот был придуман командами психологов и экспертов AI Стэнфордского университета. В основе его работы использована методика когнитивно-поведенческой терапии – она призвана решать психологические проблемы путем смены разрушительных стереотипов мышления и поведения. По замыслу разработчиков, понимание человеком того, что он общается с роботом, дает ему возможность лучше раскрыться, чувствовать себя не так напряженно и не бояться осуждения.

Советчик. Чат-бот Swelly поможет принять правильное решение между двумя вариантами благодаря коллективному выбору. Все что нужно – это пользуясь подсказками загрузить две фотографии в мессенджер. Дальше сообщество Swell проголосует, и чат-бот покажет результаты. С помощью этого чат-бота также можно самому голосовать, помогая другим пользователям принимать решение.

Как создать собственный чат-бот ?

Обычно все очень индивидуально и для разных чат-ботов необходимы разные инструменты. Например, можно написать их с нуля, если у вас есть навыки программирования, или можно воспользоваться соответствующим сервисом:

Chattypeople. Это бесплатная и простая в использовании платформа для создания чат-ботов для Skype, Facebook, Wechat и веб-сайтов, которая в своей основе использует AI и позволяет использовать Facebook commerce.

Botsify. Это еще более мощная платформа для создания профессиональных чат-ботов для разных платформ. Она также предлагает набор шаблонов, статистику и возможность перехвата чатов людьми.

Chatfuel. Позволяет бесплатно создавать чат-боты для Facebook и Telegram с ядром AI. Платформа имеет много шаблонов, которые просто редактируются под собственные потребности. С помощью Chatfuel сейчас создано уже 56 тысяч чат-ботов.

Будущее чат-ботов 

Сегодня чат-боты стали важным инструментом для бизнеса, поскольку уменьшают нагрузку на call-центры, снижают расходы на обслуживание, и приносят дополнительный доход благодаря оптимизации работы с клиентами. Также чат-боты улучшают удобство пользования разнообразными сервисами.

Однако мы все еще находимся в самом начале этой истории. Вскоре появятся персональные чат-боты ассистенты, которые смогут взять на себя большинство наших рутинных вопросов.

Известный футуролог Рэй Курцвейл, занимающий должность директора по вопросам машинного обучения в Google, прогнозирует, что к 2029 году чат-боты будут обладать такими же языковыми возможностями, как и люди. И именно тогда остро станет вопрос трудоустройства людей, большинство профессий которых заменят AI.